5 городов за 7 дней в Боснии и Герцеговине: Сараево, Мостар, Благай, Вышеград, Требинье

Планируя поездку в Боснию и Герцеговину, я долго сомневался, стоит ли туда ехать. А виной всему слухи и домыслы, точнее наше плохое знание истории соседних стран. Все мы слышали про войну в БиГ, геноцид, заминированные тропы в горах и периодические бомбежки. Ну, как тут не испугаться? На самом деле все оказалось совсем не так.

С окончания войны в Боснии и Герцеговине (кстати, это одна страна так называется) прошло уже два десятка лет, всё уже давно разминировано и дороги совершенно безопасны, и никто никого не бомбит. То есть нахождение в стране неопасно. Я в этом убедился на собственном опыте.

Как доехать до Боснии и Герцеговины

Гражданам России нет нужды оформлять визу в Боснию и Герцеговину, мы можем находиться там 30 дней без нее, но действующий загранпаспорт обязателен.

Рекомендую оформить туристическую страховку вот ссылка на приложение tripinsurance (всегда пользуюсь им, очень удобно, вот кстати интервью, мы брали у сотрудницы кампании)

В стране три аэропорта, находящихся в городах: Сараево, Бане-Лука, Тузла. А вот прямых авиарейсов туда с России нет, придется добираться с пересадками. Самый оптимальный вариант – вылет из Москвы с пересадкой в Стамбуле или Будапеште.

Им я и воспользовался. Но есть еще другие пути: на самолете до Белграда, а потом на автобусе около 7 часов до Сараево; перелет до Хорватии/Черногории и далее, опять же, на автобусе. Мое мнение, что хоть с пересадкой на автобусе и дешевле, не стоит экономить, трястись по горным дорогам на автобусе несколько часов не очень приятное времяпрепровождение.

По приезду в страну желательно сразу найти обменный пункт и помять евро (заранее купленные дома) на местную валюту – марку. Ориентировочный курс – 1 евро = 2 маркам. Хотя во многих местах принимают и евро. Я стараюсь носить с собой минимум наличности и пользуюсь пластиковой картой, что позволяет мне не особо напрягаться по поводу обмена денег, так как конвертация по курсу происходит автоматически.

И маленький совет от меня – имейте несколько карт, распределив имеющиеся средства по ним, и храните их в разных местах, даже если потеряете/украдут одну из них, то вы не останетесь без денег. Это стоит взять на заметку всем путешествующим и неважно какую страну посещаете.

Сараево

Сразу бросилась в глаза размеренность жизни. Вокруг все спокойно, нет суеты, люди двигаются медленно и никуда не спешат.Это был первый город, который я увидел в Боснии и Герцеговине. Сразу бросилась в глаза размеренность жизни. Вокруг все спокойно, нет суеты, люди двигаются медленно и никуда не спешат.

Первое знакомство с традициями

Разговорившись с таксистом (он неплохо говорил на русском) по пути из аэропорта, я узнал, что местные жители просто обожают кофе, что это своего рода традиция, к которой я обязательно должен пристраститься. Я решил, что, несомненно, будет неплохо начать свой первый день в Боснии и Герцеговине с чашечки кофе. Оставив вещи в гостиничном номере, отправился в ближайшее кафе.

Оказалось, что местные пьют только домашний кофе – Домаћа кафа / Bosanska kafa, а всякие экспрессо, капучино и американо, хоть и варят для туристов, сами не признаютЯ заметил, что на улицах совсем никто не пьет этот чудесный напиток, то есть не прогуливается с бумажным стаканчиком и не сидит с ним в парках на скамейках. Как мне потом сказали, суть в неспешном процессе кофепития, а не в бездумном употреблении напитка. Я хотел заказать привычный для меня американо, чем заслужил недоверчивый взгляд официанта. Оказалось, что местные пьют только домашний кофе – Домаћа кафа / Bosanska kafa, а всякие экспрессо, капучино и американо, хоть и варят для туристов, сами не признают. Я быстро исправился и заказал правильный кофе. Мне его подали на маленьком подносе в турке с кусочком рахат-лукума.

Честно, я сидел и наслаждался, слушая речь посетителей, такую чужую, но в то же время с нотками привычных русских звуков, вдыхая дым сигарет (хотя я сам и не курю, но почему-то меня курящие люди и дым совсем не раздражали) и аромат восточных благовоний. Наблюдал за людьми и был поражен их открытостью и доброжелательностью. На лицах улыбки, ни разу не услышал ни у кого недовольства в голосе, все обнимаются при встрече, особенная теплота чувствуется по отношению к детям, объятья им достаются как от своих родственников, так и от совершенно посторонних людей.

Прогулка по Сараево

Отведав горячего кофе и насладившись атмосферой уюта и доброжелательности, я отправился на знакомство с городом.

Мой путь был определен заранее, конечно, я двинулся пешком по самому известному туристическому маршруту – по улице Башчаршия. Этот городской район знаменит не только ярко выраженным восточным колоритом, но и невероятным количество голубей, которые круглый год обитают около Себиля, символа Сараево, фонтанчика в самом сердце города. Местные жители называют эту площадь Голубиной.

Идя по улице, замечаешь, как переплелись в одном месте сразу македонский Скапье, албанский Берат и турецкий Стамбул. Это просто восхитительно. Я любовался коврами и латунными изделиями, пробовал восточные угощения, вдыхал аромат изысканных духов и даже примерил шаровары.

Вдоволь насладившись торговой частью улицы, я отправился осматривать достопримечательности. Близко от Себиля есть две крепости: Белая и ЖелтаяВдоволь насладившись торговой частью улицы, я отправился осматривать достопримечательности. Близко от Себиля есть две крепости: Белая и Желтая. В первую не попасть, а вот со второй открывается потрясающий вид на Сараево. По совету бывалых туристов, вернулся на башню еще раз на закате, вид стал еще более потрясным.

Мечеть Гази Хусрев-бега

Далее пошел в сторону торгового центра BBI и по пути восхищался архитектурой мечети Гази Хусрев-бега и собора Святейшего Сердца Иисуса, зашел в Музей военного детства и посмотрел остатки караван-сарая Ташлихан.

На следующий день я продолжил свой вояж по Сараево. Дошел до р. Миляцка, на мосту через который 28.06.1914 года был убит Франц Фердинанд, эрцгерцог австрийский, наследник престола Австро-Венгрии. Его убийство стало формальным поводом начать Первую мировую войну.

Не мог я пройти мимо печально известного рынка Маркала. Там в 1994 и в 1995 годах, в результате бомбежки, погибло несколько десятков мирных жителей. Конечно, сейчас уже ничего не напоминает о тех жутких событиях. На рынке торгуют вкусными и свежими фруктами, везде слышится шуточная перепалка между покупателями и продавцами за цену, торговаться тут всегда приятно.

Перекусив фруктами, я двинулся дальше. На трамвае №3 я поехал в заповедник Врело Босне. Выйдя с транспорта, пришлось идти четверть часа до Большой аллеи, а по ней еще около получаса до входа в заповедник. Кстати, на обратном пути я не экономил и воспользовался услугами конной повозки. В саму обитель природы вход платный, 2 марки. Отдохнул я в заповеднике на все 100%. Красивая природа с водопадиками, небольшие озера с гордо плавающими по ним лебедями. В общем, круто, советую. Кстати, и покушать там тоже есть где.

Вернувшись в город, я захотел проникнуться духом времени, лучше понять эту страну, все то, что пришлось пережить людям. Для этого пошел осматривать Туннель Спасения, построенный в 1993 году. У него была большая цель – помочь людям уйти из осажденного города, доставить боеприпасы, гуманитарную помощь, еду и лекарства. В данный момент открыто только метров 20 туннеля, но и этого хватает, чтобы почувствовать всю жуть прошлых событий. В довершении всего показали документальный фильм о тех временах. Сильно впечатлительным не советую ходить на эту экскурсию, но лично мне понравилось, я многое понял и вынес для себя.

Чтобы успокоить нервы и поймать позитивный настрой, я пошел в музей Сараевской пивоварни. Авторитетно скажу, что любому мужику понравится! В этом же здании есть прелюбопытнейший ресторанчик, его название Inat kuća переводится как Дом упрямства. Понравился интерьер под старину, расторопные официанты, а порции просто громадные.

Вечерами, свернув с туристических троп, я бесцельно бродил по обычным жилым улицам. Интересно наблюдать за местными пожилыми людьми, шумно обсуждающих прошедший день или устройство мира, и хотя я не знал языка, но на удивление практически все понимал. Повсеместно звучала музыка – боснийские баллады о любви. Красиво.

Город кладбищ

Мы привыкли, что кладбища, это нечто темное и грустное, поэтому не ходим по ним гулять просто так. А вот в Сараево к местам упокоения отношение другое, их никто не боитсяМы привыкли, что кладбища, это нечто темное и грустное, поэтому не ходим по ним гулять просто так. А вот в Сараево к местам упокоения отношение другое, их никто не боится. Гуляя по городу легко наткнуться на погост. Но почему-то он не вызывает нервную дрожь.

Я даже посетил одно из них – Еврейское кладбище – Jevrejsko groblje. Наверное, это странно, но мне понравилось. Там было светло и чисто, и открывался панорамный вид на город.

Мостар

Следующим после Сараево в списке моего турне был город Мостар. Стоит сразу предупредить, что тут царит совершенное отсутствие пунктуальности и неразберихаСледующим после Сараево в списке моего турне был город Мостар. Стоит сразу предупредить, что тут царит совершенное отсутствие пунктуальности и неразбериха. Я добирался на автобусе, который довольно сильно опоздал, почти на час, и это тут норма. Справедливости ради скажу, что пока я ехал с Сараево в Мостар не отлипал от окна, виды очаровывают.

На улицах легко заблудиться пока ищешь нужный тебе дом, так как номеров на зданиях много где нет. А объяснять будут долго и непонятно, что-то вроде «идите прямо до дома с красной крышей, затем поверните на право, как достигните дерева с двумя стволами сверните налево и двигайтесь до сарая с синей дверью, затем …». Так что маршрут до отеля лучше заранее уточнять, еще будучи дома, так как изъясняться с местными и в таком ключе будет довольно сложно.

Сам город оставил двоякое впечатление. В нем современность сочетается со стариной и разрухой, то есть рядом с современным торговым центром находится разрушенный дом, а гимназия соседствует с пустующей постройкой без окон и дверей. При этом в Мостаре есть и достопримечательности. Пожалуй, самой значимой является Старый мост на р. Неретве. А еще мне понравилось (несмотря на обилие туристов) гулять по старому центру. Не мог я пройти и мимо восточного базарчика, такие места просто манят своим восточным колоритом.

Вдоль берега реки расположились кафе и рестораны. Вкусная еда и местное пиво «Мостарско», а также вид на изумрудные воды и высокие горы, действительно расслабляют. Я наслаждался.

Благай

Теперь моей целью был город Благай. До него я добрался на такси (ехать всего 15 км.), так как, уже зная особенность пунктуальности общественного транспорта, я решил не рисковатьПроведя один день в Мостаре, я продолжил путешествие. Теперь моей целью был город Благай. До него я добрался на такси (ехать всего 15 км.), так как, уже зная особенность пунктуальности общественного транспорта, я решил не рисковать. Для особенно упрямых – автобус идет от Испанской площади в Мостаре, есть расписание, но… хотя вдруг вам повезет.

Я не стал заезжать в пристанище дервишей – Blagaj Tekija. Это известная достопримечательность, но я ей полюбовался со смотровой площадки в городе. Самым поразительным зрелищем был исток Буны. Вода цвета изумруда вытекает из пещеры. Очень красиво.

В общем, это небольшой городок для тихого и спокойного времяпрепровождения. Я остался на ночь, и мне очень понравилось бродить по улочкам, любоваться звездами и размышлять о бренной жизни.

Вышеград

Населенный пункт, окруженный горами, расположился по берегам бурной реки с изумрудными водами шумными и дарящими прохладуО Вышеграде я слышал много, поэтому не мог в него не поехать. Этот маленький город меня обаял.

Населенный пункт, окруженный горами, расположился по берегам бурной реки с изумрудными водами шумными и дарящими прохладу. Река так глубоко запала в души людей, тут живших и живущих, что о ней сложено много песен и баллад. Соединяет берега каменный мост, построенный примерно в 1577 году, в эпоху Средневековья.

дричграду. Это город в городе. Построен он был совсем недавно, открытие состоялось в 2014 году в день смерти Франц ФердинандаПосле лицезрения моста и пейзажей вокруг все свое время я посвятил Андричграду. Это город в городе. Построен он был совсем недавно, открытие состоялось в 2014 году в день смерти Франц Фердинанда. Инициатором, руководителем и инвестором проекта выступил знаменитый режиссер Кустурица, который посвятил город писателю Иво Андричу, написавшему знаменитую книгу «Мост на Дрине».

Хотя городок и совсем небольшой, его реально обойти за час, но архитектура привлекает, в ней собраны изыски присущие и Сербии, и Боснии, и восточным странам. Здания построены из камня, много кованых украшений.

Развлечения в Камеграде (второе название Андричграда) есть. Я сходил в дом-музей Иво Андрича, заглянул в библиотеку, посетил художественную галерею, побывал на рынке, а вечер провел в ресторане, вкушая национальные блюда балканцев.

Требинье

В этот маленький городок в провинции меня занесло случайно, я не планировал туда поездку, но не пожалел что приехалВ этот маленький городок в провинции меня занесло случайно, я не планировал туда поездку, но не пожалел что приехал. Тут нечего особо смотреть кроме природы, но вокруг царит какая-то уютная атмосфера покоя, что даже уезжать не хочется.

Мне понравился Старый город со старинными стенами, рынок, где душевно и недорого, особенно впечатлил вяленый инжир, до этого я его не пробовал. В кафе «Под платанами» я вкусно пообедал.

С Требинье я отправился в Сараево, в точку своего прибытия и убытия из Боснии и Герцеговины. Путь в 200 км прошел незаметно, так как я любовался пейзажами за окном.

За 7 дней моего пребывания в этой удивительной стране, пережившей множество трагедий, я понял, что главное это люди. В Боснии и Герцеговине везде дружелюбная атмосфера, много объятий и оптимистичных напутствий. Еще незабываемые пейзажи, оригинальная архитектура и восточный колорит.

Avtor

Автор: Григорий Яцунов
VK: https://vk.com/grigorijyatc
Instagram: @xgrifx
Youtube: VeryClose.ru
Подписывайтесь, пишите, буду рад общению